Адаптация к школе, детскому саду
Когда нужна помощь психолога?
Дезадаптация - психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус не всегда соответствует новой социальной обстановке, что в свою очередь затрудняет возможность приспособления.

Существует несколько видов дезадаптации:
  • Социальная дезадаптация является самой распространённой среди детей. Она представляет собой частичную или полную утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Вследствие этого он теряет возможность взять на себя определенную социальную роль, будь это роль ученика, товарища. Как правило, дезадаптация проявляется в нарушении норм, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций.
  • Психологическая дезадаптация. К ней относят все виды внутренних нарушений. Сюда входит нарушение самооценки, ценности и направленности детей, которые отражаются на самочувствии и могут привести к стрессу.
Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.
Какие симптомы того, что ребенок не адаптировался к школе/ ДОУ?
  • Утомленный вид ребенка.
  • Нежелание делится информацией о проведённом в школе дне.
  • Трудности в выполнении домашнего задания.
  • Негативные отзыва в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Проблемы со сном.
  • Затруднения в утреннем пробуждении.
  • Частые жалобы на плохое самочувствие.
Как работа с психологом поможет справиться с дезадаптаций у детей?
Если у ребёнка в школе диагностируется дезадаптация, во-первых, все силы направляются на устранение её первопричины. В процесс коррекции активно вовлекаются родители (создают благоприятную атмосферу для формирования нужных акцентуаций и мотиваций), врачи (лечат органические последствия или предпосылки), учителя (обращают на ребёнка больше внимания). В то же время психолог проводит с «пострадавшим» отдельную работу, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

Способов психологической коррекции большое количество. Чаще всего практикуются:
  • регулярные беседы;
  • арт-терапия;
  • игровая деятельность на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов (при их нарушении);
  • методика ассоциаций;
  • групповые тренинги.
В младшем школьном возрасте коррекция направлена, прежде всего, на развитие ведущих психических процессов и освоение правил поведения в обществе. С подростками работа идёт в первую очередь на формирование эмпатии, рефлексии, самоорганизации и самостоятельности.
Что может помочь?