Застенчивость, трудности в общении со сверстниками
Когда нужна помощь психолога?
В возрасте 10-16 лет мальчики и девочки становятся склонны к самоанализу. Как правило, именно в этом возрасте они начинают негативно оценивать себя. Они могут почувствовать себя недостаточно интересными, стать неуверенными в себе, зависимыми от мнения окружающих. Из-за этого им трудно строить социальные контакты со свертниками и взрослыми. Человеческое сообщество основано на общении. Отсутствие достаточных коммуникаций не позволяет человеку удовлетворять потребности, реализовывать себя, стать востребованным специалистом, создать прочные личные отношения.
Успешное общение - это гораздо больше, чем обмен информацией. Это понимание психологического состояния, чувств, желаний собеседника. Развитие коммуникативных навыков - главный приоритет для застенчивых, робких, нерешительных людей. Отсутствие достаточных социальных контактов укрепляет у человека «комплекс неполноценности». Такой субъект считает себя недостойным уважения, признания. На этом фоне часто развивается депрессивное состояние. Боязнь, нерешительность вступить в общение, избегание контактов – предвестник социальной фобии. При несвоевременном решении проблемы человек становится заложником собственных страхов, не может развиваться, создать семью, построить карьеру.
Какие симптомы застенчивости у подростка?
  • Если вы и ваш ребенок вынуждены отказываться от приглашения в гости, редко зовёте друзей к себе, не часто бываете в общественных местах.
  • Если ваш ребенок проявляет признаки беспокойства в таких ситуациях, как праздники, дни рождения, игры, школьные и спортивные мероприятия.
  • Ребенок говорит об ощущении одиночества, при этом был не против познакомиться и подружиться, но не знает, как справиться с своей стеснительностью.
  • Если застенчивое поведение вашего ребенка мешает обучению в школе или влияет на его отношения с друзьями/не может завести дружбу.
Почему подросток стал стеснительным и застенчивым?
  • Низкая самооценка. Часто причиной застенчивости ребёнка становятся излишне высокие требования старшего окружения. Если родители стыдили ребёнка за внешний вид, манеру говорить и другие особенности, даже спустя годы он продолжит подвергать себя жестокой критике и опасаться осуждения окружающих.
  • Травматичный опыт. Ребёнок пережил сильный стресс от переизбытка или недостатка внимания со стороны окружающих. Например, забыл слова во время выступления на школьном концерте. Или ребята на детской площадке однажды отказались принимать его в игру, сказав что-нибудь обидное. А может быть, его признание в нежных чувствах было встречено отказом или того хуже - насмешкой. Такие истории не проходят бесследно.
  • Особенности воспитания. В некоторых случаях стеснительность ребёнка поощряют сами родители. Желая, чтобы дети росли послушными и удобными, они подавляют их волю и транслируют такие ценности, как «Молчание - золото», «Детей должно быть видно, но не слышно», «Скромность украшает». Другие, проявляя патологическую заботу, навязывают детям идею, что мир враждебен и полон опасностей. С такими установками ребёнок не сможет чувствовать себя раскованно в общении с другими людьми.
  • Соматика. Поводом для чрезмерного стеснения часто служат физические особенности, особенно если они привлекают внимание. Например, заикание, необходимость носить очки или ортопедическую обувь. Достаточно одного неосторожного комментария, чтобы ребёнок начал стыдиться своей особенности и считать себя неполноценным.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль и забота убивают в ребёнке чувство самостоятельности. Обстоятельства, в которых нужно проявить себя, он воспринимает как что-то непривычное, опасное и потому тушуется. Особо неловкая ситуация возникает, если слишком энергичная мама пытается помочь ребёнку преодолеть стеснение и научить его общаться со сверстниками своим примером: вперёд него знакомится с детьми на детской площадке, пытается вникнуть в их игры. Ребёнок чувствует, что происходит что-то неправильное, испытывает смутный стыд, но не может разобраться с этим чувством и предпочитает в этот момент держаться подальше и от мамы, и от ребят.
  • Нехватка коммуникативных навыков. Возможно, ребёнок просто не знает, как общаться с другими детьми. Как познакомиться, завязать разговор, реагировать на проявления эмоций окружающих. Поэтому он предпочитает стоять в стороне и ждать, когда к нему подойдут.
  • Высокая чувствительность нервной системы. В последнее время в психологии приобрёл популярность термин «высокочувствительная личность» (ВЧЛ). Так называют людей, которые острее других реагируют на все внешние раздражители, будь то свет, звук, вкусы, запахи, прикосновения.
Почему подросток стал стеснительным и застенчивым?

Первым шагом в борьбе с застенчивостью является понимание ее причин. Часто застенчивость связана с низкой самооценкой, страхом критики и отвержения, а также с негативными опытами в прошлом.
Психолог помогает подростку разобраться в этих причинах и научиться управлять своими эмоциями.
Другим методом, который использует психолог, является практика социальных навыков в психологических группах. Подросток учиться общаться с другими людьми, участвовать в общественных мероприятиях и развивать свои навыки коммуникации. В группе психолог помогает подростку научиться устанавливать границы и говорить «нет», что позволит ему чувствовать себя более уверенно при общении с другими людьми.
Что может помочь?