Тревожность, страхи
Когда нужна помощь психолога?
У детей подросткового возраста тревожность является особенно острой проблемой. Эту стадию развития личности нередко трактуют как «возраст страха». Действительно, в подростковом возрасте существует множество причин, вызывающих состояние тревоги у детей данной возрастной категории:
  • собственная внешность;
  • межличностные взаимоотношения;
  • проблемы с учёбой.
Каждый подросток переживает такие периоды, когда повышается чувствительности к окружающему миру, в результате чего чувствует себя менее уверенно. В это время у него может возникнуть страх, связанный с нестабильностью и осознанием опасности, а также с определенной степенью интеллекта, связанной с развитием самоконтроля. Среди негативных переживаний подростков страх занимает особое место. Страх приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, трудностям в общении. У мальчиков и девочек подросткового возраста тревожное состояние может вызывать различные эмоции. Наиболее важной эмоцией субъективного опыта тревоги является страх. Тревожность следует различать как состояние и тревожность как характеристика личности подростков. Значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте оказывает тревожность. Неадекватная эмоциональная адаптация к определенным социальным ситуациям может указывать на повышенный уровень тревожности. Это создает общую установку на неуверенность в себе.
По каким симптомам можно предположить, что у подростка тревожное расстройство?
  • Замкнутость подростка в себе
  • Отсутствие желания ходить на занятия
  • Снижение контактов со сверстниками
  • Частая смена настроения, преобладание угнетенного состояния
  • При появлении таких признаков следует показать подростка специалистам
Разные формы тревожных расстройств возникают по различным причинам. К их лечению стоит подходить специфически. Но это не возрастное отклонение, оно не пройдет само.
Как отличить здоровую тревогу от патологичной?
Нормальное тревожное состояние:
  • обычно связано с угрожающими факторами;
  • усиливается, когда возрастает субъективная значимость ситуации, существует недостаток информации, времени;
  • проявляется в виде напряженности, сомнений, неприятных предчувствий.
Она чаще средне выражена и непродолжительна.

Патологические тревожные расстройства не сопряжены с реальной угрозой. Они:
  • неадекватны субъективному значению ситуации, не имеют связи с недостатком информации, времени;
  • выражаются в беспомощном состоянии, озабоченности, ощущении надвигающейся катастрофы, постоянном ожидании неприятностей, которое захватывает сознание и истощает силы подростка;
  • сильно снижают качество жизни ребенка, нарушают обычный ход жизни.
Патологическая тревога сильно выражена, продолжается довольно долго.
Может ли подросток «перерасти» эту проблему?
Если не лечить тревожные расстройства, то они могут стать причиной серьезных проблем со здоровьем ребенка.
Постоянное беспокойство мешает подростку нормально жить, ведет к трудностям в учебе, отношениях с окружающими. У него возникают проблемы с памятью, концентрацией внимания. При отсутствии должной терапии повышается риск возникновения других психологических нарушений.
Социальное тревожное расстройство способствует избеганию посещения школы. Это в свою очередь может привести к значительному количеству пропусков занятий, трудностям с переводом в следующий класс. Подростка можно перевести на индивидуальную форму обучения. Но это не всегда приносит пользу. Тревожное расстройство иногда переходит в хроническую степень. Подросток может посчитать, что лучшим методом борьбы с тревогой будет избегание ситуаций, которые ее провоцируют. А это не приблизит излечение от патологии.
Как работа с психологом поможет справиться с тревожным расстройством у подростка?
Когда подростку поставлен диагноз тревожное расстройство, то требуется комплексный подход к терапии. Это обычно сочетание медикаментозных препаратов и психотерапии. Здесь также используется участие родителей, что способствует получению более стойкого эффекта от лечения. Лекарства, методики необходимо подбирать в каждом случае индивидуально, исходя из конкретной формы заболевания.

Психотерапевтические методики включают индивидуальные сеансы, а также групповые занятия, семейную терапию. В случаях невротических расстройств прогноз на полное излечение от заболевания довольно благоприятен. Но начинать терапию нужно как можно быстрее. Чем дольше развивается болезнь, тем больше вероятность возникновения других проблем со здоровьем ребенка.
Что может помочь?